Сегодня я расскажу о таком понятии Cisco Unified Call Manager как Region. Для чего он используется и когда он нам может понадобиться.
Допустим у нас есть один центральный офис, и другой (один, два, десть, не важно сколько) удаленный офис, в которых телефоны VOIP регистрируются на нашем центральном CUCM. Там может быть поднят SRST роутер, может Call Manager Express, в нашем случае это не так важно. Мы рассматриваем общую работу с регионами.
Соеденены офисы через WAN.
По умолчанию, медиа поток сжимается с помощью кодека G711, если телефоны поддерживают G722 то выбирается последний, т.к. считается более качественным, и кстати полосу пропускания занимает меньше.
Когда IP телефоны работают внутри нашей локальной сети (внутренняя телефония), то мы не очень заботимся, сколько «съедает» один звонок, если это G711 , то 64кб/сек, не очень то и много для локальной сети.
Но если разговоры у нас идут через WAN, как в нашем случае между офисами, то здесь можно поэкономить полосу пропускания, используя более узкополосные кодеки, такие как G729.
Перед нами стоит задача, отправлять звонки из одного офиса в другой используя кодек G729, вместо G711 или G722 как это делается в локальной сети.
Здесь на помощь нам приходит то самое понятие регионов, которым и посвящена данная статья.
Сам Call Manager не поддерживает функцию транскодирования, но вот телефон, может устанавливать связь в разных кодеках, только им нужно об этом каким-то образом сказать. Опять же, делается это с помощью Region.
Как с ними работать?
В системе уже существует некий регион по умолчанию, под названием Default, в котором определен кодек G711.
Мы создадим свой. В Cisco Unified CM Administration , в меню System выбираем Region. Добавляем новый (Add New) , назовем его BR1 (регион для одного из удаленных офисов). Сохраняем (Save).
Теперь настраиваем взаимодействие между регионами.
Допустим, нам нужно указать, что между BR1 и Default регионом, нам нужно использовать кодек G729, соответственно в настройках BR1 региона, выбираем Default Region, в поле Audio Codec выбираем кодек, G729. и жмем Save.
Внимательный читатель может спросить, теперь нужно настроить обратное правило, т.е. настроить регион Default в котором нужно указать BR1 и выставить для него кодек? Ответ на этот вопрос — НЕТ, потому как все делается зеркально автоматически.
После того, как были созданы и настроены взаимодействия регионов, дальше необходимо как-то эти регионы прикрепить в телефонным аппаратам.
Привязка регионов к тем или иным IP Phone осуществляется через Device Pool. То есть, нам теперь нужно добавить еще один пул устройств, в котором и «привяжем» необходимый регион.
Итак, создаем пул для удаленного офиса. System — Device Pool. Add New.
Заполняем несколько полей, такие как:
Device Pool Name — имя пула, просто символиьное имя, в моем случае BR1Pool.
Cisco Unified Communication Manager Group — Default
Call Search Space for Auto-registration — Нужный CSS, если используете.
Date/Time Group — обычно CMLocal (об этом как-нибудь в другой раз 🙂 )
Region — вот ради чего мы и создавали наш регион, выбираем нужный, т.к. пул мы создаем для удаленного офиса то BR1.
SRST Reference — обязательное к заполнению поле, если не используем SRST то ставим Disable.
На этом все, сохраняем.
Теперь нужные телефоны «привязываем» к только что созданному пулу.
Заходим в настройки нужно телефона Device — Phone , через поиск ищим и заходим в нужный.
В настройках телефона вы увидите Device Pool, выбираем BR1Pool, сохраняем и не забываем сделать Reset телефону.
На этом все, можно пробовать звонить из одного региона в другой. После того как связь установилась, голос «пошел», вы можете проверить какой кодек используется с помощью клавиши «?«. Необходимо два раза быстро нажать и вы увидите какой кодек используется, какой джиттер, и так далее и тому подобное.
Если все настроено верно, вы увидите G729, что и требовалось.
Что хочется сказать о регионах, это то, что мы не выставляем конкретный кодек, мы задаем полосу пропускания, которая рассчитывается исходя из кодека, CUCM говорит телефону, что телефон находится в другом регионе, и что доступная полоса равна скорости кодека G729.
Как я писал в предыдущей статье, нельзя используя регионы поменять кодеки которые уходят на SIP trunk, там к сожалению можно использовать только G711ulaw/alaw. Если нужно использовать другие кодеки на таком транке, то здесь уже необходим транскодер.
Вот таким хитрым способом и осуществляется смена кодека между абонентами 🙂